Шириной в десять шагов, а высотой - в двадцать пять ворота считаются одним из большинства загадочных и любопытных мест. Выложенные из камня и незамысловатые в украшениях они все равно привлекают внимание торговцев и простого люда. А связана с тем весьма интересная история.

О фонаре Светлого
Светлый был воистину великим магом, и многое он сделал для Артвуда, за что сотни лет благодарят его жители, и не утихает молва о нем. В один прекрасный день Светлому в голову пришла неожиданная идея.
- А что? - подумал он. - Добрые торговцы по плохим дорогам везут свои товары из порта в Столицу, и нападают на них лихие люди, привлеченные темнотой. Почему б не выстроить мощеную дорогу да поставить по бокам ее тысячу фонарей? - слова его восприняты на ура были, только возникла загвоздка. Тысячи фонарей было слишком мало, но двух тысяч - много, и ломали головы маги, не знали, как преодолеть загадку. Уж проложили дорогу ровнехонько от Портового городка до Столицы, уж стали провозить по ней торговцы свои товары, а фонарей все не было. Но Светлый за то и признан был Светлым, что в голову ему пришла светлая идея.
- Постройте тысячу, шестьсот и еще восемнадцать фонарей, и решатся все проблемы, - сказал он честному люду Артвуда: и мастеровым, и магам,и простым крестьянам. Честный люд, переговорив немного, решил:
- Да будет так! - и выстроили по восемьсот девять фонарей с правой стороны дороги, но вновь возник такой казус: с левой стороны тоже поставили фонари, да только последний - по счету вкупе тысяча шестьсот восемнадцатый - установить не смогли, ведь на месте его стена города стояла, и передвинуть ее было, ох как тяжко. Удалился в свои покои опечаленный подобным Светлый, и день не выходил он из Дома гильдии магов. Но Светлый не признан был великим, если б не отыскал решение:
- Пусть последний фонарь из стены и растет! - воскликнул он однажды, и вскинул в небо шапки честный люд Артвуда, настолько проста и гениальна была идея. Тысяча шестьсот восемнадцатый фонарь до сих пор растет из каменной стены. Но это еще не конец истории.
После смерти Светлого фонарь на несколько дней затух, и ни одно из заклинаний - что поддерживали огонь во всех остальных фонарях - не смогло зажечь его. Огорчился доселе опечаленный смертью гения честный люд Артвуда, но и средь плотно сжатых туч изредка пробивается солнце, как то случилось с тем фонарем. Он неожиданно сам засиял, и никто не мог знать почему, ведь не прикладывала к тому руки магия.
Фонарь и сейчас светит от заката и до самого рассвета, даруя надежду честному люду Артвуда, ведь, говорят, фонарь сияет из-за души Светлого, что вселилась в него, решив не покидать славное Королевство